Четверг, 01.10.2020, 00:54
Приветствую Вас Гость | RSS

МБОУ СОШ №3

Включить версию для слабовидящих
Специальный раздел
Валюта

Каталог файлов

Главная » Файлы » Мои файлы

Мастер - класс "Формирование предметной готовности учащихся к ЕГЭ по информатике"
29.03.2010, 09:25
Формирование предметной готовности
учащихся к ЕГЭ по информатике.
Сегодня формой аттестации ученика является единый государственный экзамен. Единый государственный экзамен – это форма проверки знаний, которая требует хорошо продуманной системы работы учителя по подготовке к нему как на уроке, так и во внеурочное время. Экзамен по информатике в форме ЕГЭ проводится в течение последних трех лет. Его назначение – оценить общеобразовательную подготовку по информатике выпускников 11 классов общеобразовательных учреждений и абитуриентов с целью отбора для зачисления в учреждения высшего профессионального образования. Как известно, в прошлом году изменился набор вступительных экзаменов в вузы, теперь все чаще информатика является одним из четырех вступительных экзаменов на технические специальности. Следовательно, количество учащихся, которым необходимо сдавать ЕГЭ по информатике, возросло. Если в 2008/2009 учебном году экзамен сдавали 3 человека, в этом году 2, то в следующем учебном году ЕГЭ по информатике выбирают 10 человек. Поэтому актуальной сегодня становится проблема качественной подготовки школьников к этому экзамену. Но как, с помощью, каких форм, методов и приемов обеспечить успешную сдачу ЕГЭ по информатике, когда и в каком классе необходимо начинать соответствующую подготовку, какому направлению в этой работе отдать предпочтение? Здесь можно выделить два направления: · Первое охватывает тех школьников, для которых информатика является профильным предметом. Достаточное количество часов (4 часа информатики в неделю) на изучение предмета дает возможность организовать подготовку к сдаче экзамена в рамках основного школьного курса. · Второе направление подготовки учащихся к ЕГЭ охватывает тех из них, которые изучают информатику на базовом уровне. Очевидно, что в рамках основного курса (1 час в неделю) подготовить учащихся к ЕГЭ на более или менее приличном уровне невозможно. Поэтому в данном случае целесообразно применить систему внеурочных занятий. В любом из направлений условием успешной сдачи ЕГЭ является формирование предметной готовности ученика. Анализируя свой опыт подготовки учащихся к сдаче ЕГЭ, можно выделить проблему не столько незнания содержания материала, сколько не умения работать с тестовым материалом разной типологии и разного уровня сложности. В связи с этим возникает необходимость организации на уроках системной работы по подготовке учащихся к ЕГЭ по предмету. Система работы в данном направлении может быть построена следующим образом: · В среднем звене – пропедевтическая работа, а именно использование тестовых заданий при осуществлении контроля знаний учащихся. Я реализую в 5-7 классах программу Л.Л. Босовой, которая предполагает проведение контрольных и проверочных работ в форме тестовых заданий различного уровня сложности. · В старших классах – на уроках обобщения материала, при контроле знаний – использование тестовых заданий разного уровня сложности, знакомство с типологией заданий частей В и С (тесты развивающего и контролирующего характера). · Использование тестов обучающего характера при изучении нового материала на внеклассных занятиях. Наиболее эффективными формами, методами и приемами по подготовке к ЕГЭ по информатике являются: · Работа с тестовыми заданиями; · Дифференцированный подход в обучении и подготовке; · Индивидуальные занятия, консультации, обзорные уроки; · Формирование у учащихся умений, навыков, развитие компетенций, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ; · Регулярная проверка качества знаний по информатике с помощью тестирования, компьютерных тренажеров. Успеха можно добиться, выделив в своей работе два направления: 1. знание учащимися теории по информатике. 2. умение школьников работать с тестами. Первое из них призвано обеспечить максимальное усвоение материала по предмету. Второе направлено на правильное применение знаний. Подготовку к ЕГЭ необходимо начинать еще в начальной школе. Например, тема логика занимает достаточно много места в заданиях ЕГЭ. Мы приступаем к ее изучению в 4 классе: раздел «Понятие, суждение, умозаключение». Но уже во втором классе на уроках информатики я провожу игры, которые способствуют развитию логического мышления, что способствует максимальному усвоению материала в среднем и старшем звене. Примером такого вида деятельности является игра «Снежный ком». Дети встают в круг. Учитель называет первое слово логической цепочки и бросает мяч первому ученику, который повторяет названное слово и, бросая мяч следующему ученику, называет свое слово, которое подходит по смыслу к названному учителем. Затем ребята называют все предыдущие слова, начиная с первого, и добавляют свое слово, бросая друг другу мяч. Во время игры, не отвечающие в данный момент, дети молчат, но могут подсказывать мимикой и жестами. Желательно, чтобы ребята на следующем уроке вспомнили логическую цепочку. (видеофрагмент игры) Начиная со второго класса, я предлагаю ребятам в качестве развивающей минутки на каждом уроке или в качестве домашнего задания решение логических задач. Уже здесь можно использовать задания ЕГЭ засти В. (видеофрагмент решения логической задачи). В начальном звене большую роль в формировании компетенций играет подготовка к участию в районном конкурсе «Информашка». Материалы конкурса включают задания по следующим темам: «Решение логических задач», «Кодирование информации», «Информационные технологии», «Исполнители алгоритмов». Каждая из этих тем отражена в тестовых заданиях ЕГЭ. Например, тема «Кодирование информации» занимает 18-20% от всех заданий. В 6 классе мы еще раз возвращаемся к теме «Логика», но уже на более высоком уровне. Программный материал предусматривает изучение основ логики – понятие, суждение, умозаключение и т.д. Большое количество интересных и достаточно сложных задач мотивирует ребят на активную работу. (видеофрагмент урока в 6 классе) Подготовка к ЕГЭ продолжается и в среднем звене. Учащихся 8 класса, приступающих к изучению базового курса информатики, я прошу завести общую тетрадь, которая в старших классах становится для них настольной книгой. Все определения, формулы, схемы, таблицы записываются в эту тетрадь. Уже с 7 класса можно выборочно использовать материалы ЕГЭ предыдущих лет для информационных минуток, которые регулярно проводятся в начале урока в каждом классе. Учащиеся 7 класса уже второй год выполняют задания математического конкурса Сократ. Где предложены как раз логические задачи, оформленные в виде теста. (видеофрагмент Сократ) При изучении базового курса информатики следует акцентировать особое внимание на тех вопросах, которые будут вынесены на ЕГЭ. Механическая зрительная память помогает даже слабым детям запоминать материал, а тесты позволяют правильно соотнести его с предложенным вариантом ответа. Тесты имеют разный объем: одни используются как элемент урока, другие рассчитаны на целый урок, третьи предлагаются в качестве домашнего задания. Все работы обязательно анализируются, отслеживается уровень овладения компетенциями, ведется мониторинг ЗУН и ООУН, учитываются пробелы в знаниях, и корректируется индивидуальная работа с учащимися. В заранее заготовленную таблицу вносятся результаты выполнения тестовых заданий: 2 – задания выполнены полностью, 1 – частично, 0 – не выполнено. Уровень сформированности компетенции отмечен следующим образом: 1 – низкий, 2 – ниже среднего, 3 – средний, 4 – достаточный, 5 – высокий. С ребятами, у которых выявились затруднения и уровень сформированности компетенций средний или ниже, проводятся дополнительные занятия, консультации и т.д. Не секрет, что одна из важнейших компетенций – умение комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартного применения одного из них. Развитие этой компетенции предполагается на этапе изучения темы «Алгоритмизация и программирование» и проверяется в ЕГЭ не только в частях А и В, но и в части С. Согласно спецификации, процент максимального первичного балла за выполненные по теме «Алгоритмизация и программирование» задания составляет 32%, а по теме «Технология программирования» - еще 15%. Я глубоко убежденна, чем мы раньше приобщим ученика к основам алгоритмизации и программирования, тем более высокий результат получим на экзаменах. С первых уроков информатики, я стараюсь приобщить учащихся к алгоритмическому мышлению через знакомство с работой различных исполнителей. Во втором классе это простейший и несколько забытый графический диктант. (видеофрагмент графического диктанта) В четвертом классе – это работа с исполнителем Транспортер, Робот, в 6 классе – исполнитель Черепашка. В курсе информатике и ИКТ данная тема изучается в нашей школе с 9 класса, обучение ведется на базовом уровне (2 часа в неделю). Продолжение данная тема находит лишь на нескольких уроках в старей школе. Поэтому на уроках программирования система подготовки учащихся к ЕГЭ не совсем проста и складывается из нескольких этапов: · накопительного этапа, который включает в себя формирование некоторого комплекса умений, навыков и способов деятельности, рассмотрение основных методов и приемов, применение которых поможет при решении ряда нестандартных и исследовательских задач; изучение внепрограммного материала, необходимого для решения задач ЕГЭ; · практического этапа, который включает в себя обработку навыков применения отдельных методов и приемов решения задач; формирование навыков нахождения различных способов решения задач; · диагностического этапа, который включает в себя в обязательном порядке входящий и итоговый контроль по каждому разделу измерителями, составленными на основе КИМ, используемых при сдаче ЕГЭ по информатике; отслеживание учебных достижений учащихся на основе требований к уровню подготовки выпускников. В поддержку развития таких компетенций, как «умение комбинировать известные алгоритмы деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них» и «умение находить рациональные способы решения учебной задачи на основе заданных линейных, разветвляющих и циклических алгоритмов», проводится внеклассная исследовательская работа. Благодаря разработанной системе уже по окончании 9 класса учащиеся обладают тем минимальным запасом знаний, который необходим им в 11 классе для сдачи ЕГЭ. Далее, в 10-11 классах, эти знания обобщаются, конкретизируются, на уроках добавляется рассмотрение сложных случаев. Основным видом контроля также является тестирование. Как известно, планирование - одна важнейших составляющих успеха. От качества планирования во многом зависит результат всего начинания. Внедрение новой формы итоговой аттестации старшеклассников вызвало необходимость корректировки календарно-тематического планирования курса информатики и ИКТ в10-11 классах: в тематическом плане появилась новая графа-коды проверяемых элементов содержания по кодификатору. Поработав со спецификацией и планирование и сопоставив элементы кодификацией с разделами учебного плана, можно увидеть, в план какого урока необходимо включить этап решение задач из ЕГЭ. Помимо этого, необходимо предусмотреть часы на повторение всего курса и систематизацию знаний. Работа на данных уроках строится в виде тематических практикумов, которые как правило начинаются с краткого повторения основ теории и работы с раздаточным материалом, включающим все типы заданий ЕГЭ заявленной темы. Кроме того, практикум может содержать специальные задания обучающего характера, направленные на формирование определенных навыков, необходимых для выполнения заданий ЕГЭ того или иного типа. Учащимся дается время на письменное выполнение определенного задания, а затем проводится фронтальная проверка и коррекция знаний. Заканчивается повторение разделам выполнением теста по данной теме. Тесты составлены на основе заданий частей А, В и С ЕГЭ. Опыт показывает, что подготовка к ЕГЭ для учителя представляет большую трудность: если класс не является профильным, остается делать упор на дополнительные часы внеурочных занятий. В 11 классе я предлагаю ученикам занятия «Компьютер абитуриенту». Основная цель занятий – формирование у учащихся информационно-коммуникационных компетенций, необходимых для успешной сдачи ЕГЭ. Задача – повышение эффективности подготовки выпускников к итоговой аттестации по информатике за курс полной средней школы. Программа занятий разбита на три модуля: «Алгоритмы», «Логика» и «Информация». Эти модули выбраны не случайно, ведь именно им отведена львиная доля в спецификации ЕГЭ, и не секрет, что именно они являются самыми трудными в курсе информатики. Важно, чтобы учащиеся усвоили одну простую истину: подготовка к ЕГЭ – тяжелый труд, результат будет пропорционален времени, потраченному на активную подготовку к экзамену. Во втором полугодии 11 класса проводятся консультации для подготовки учеников к сдаче ЕГЭ. Здесь на помощь приходят различные бумажные, цифровые и Интернет – ресурсы. Они доступны и широко используются на консультациях. Чтобы отслеживать готовность выпускников к сдаче экзамена в форме ЕГЭ проводится промежуточный контроль знаний, и результаты мониторинга заносятся в таблицу. Данный подход позволяет, во-первых, показать ученикам их пробелы и организовать своевременную работу по устранению последних, во-вторых, при подготовке к консультации видно, на какие задания необходимо сделать упор в групповой работе, какие отдать для индивидуальной подготовки. Данная система дает неплохие результаты: успеваемость по предмету составляет 100%, качество знаний -80-100%, результаты ЕГЭ – успешные (качество знаний учеников – 100%). Опыт реализации ЕГЭ показал, что подготовка к нему не должна быть самоцелью (школа призвана учить, а не готовить к сдаче экзамена), но в то же время она должна проходить постоянно, однако не в виде натаскивания на тестирование, а в ходе планомерного использования тестов в течение нескольких лет школьного обучения.
 
 
Категория: Мои файлы | Добавил: СОШ3
Просмотров: 6688 | Загрузок: 0 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 1
0
1 Леонид   [Материал]
Как всегда на высоте! Успехов в работе!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Педкласс
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 966
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Copyright MyCorp © 2020
Создать бесплатный сайт с uCoz